Данный раздел посвящен аспектам анализа, которые связаны с вашей генетической предрасположенностью и напрямую влияют на вашу продуктивность
4 аспекта анализа являются основными, 5 - дополнительными. Каждый из них определяется с учетом генетически предрасположенных особенностей работы одной или нескольких систем вашей нервной системы.
Активность серотониновой системы
Активность дофаминовой системы
Активность норадреналиновой системы
Риск снижения когнитивных
способностей с возрастом
Пониженный уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Пониженный уровень
Повышенный уровень
Повышенный уровень
Повышенный уровень
Пониженный уровень
Средний уровень
Особенности психоэмоционального типа:
Рекомендации по образу жизни
Рекомендации по БАДам
Рекомендации по рациону питания
Рекомендации по доп. обследованиям
Вы держите в руках персональный отчет о результатах молекулярно-генетического исследования. Этот документ позволит сформировать или скорректировать ваш образ жизни для улучшения психоэмоционального состояния и повышения продуктивности.
Отчет базируется на данных, полученных в результате анализа ДНК, и включает в себя 10 основных разделов. В конце каждого раздела вы найдете резюме с индивидуальными рекомендациями по изменению образа жизни, применению биологически активных добавок и прохождению дополнительных обследований.
В последней части отчета собраны методики, которые помогут вам стать эффективнее и улучшить свое психоэмоциональное состояние.
Ген — участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о биосинтезе конкретной белковой молекулы, выполняющей определенную функцию в организме. Любой человек является носителем двух копий каждого гена, доставшихся ему от отца и матери. Из 20 000 генов мы выбрали для анализа и акцентировали внимание на тех вариантах, которые несут в себе практическую информацию об особенностях вашего организма.
Нейрогенетика — раздел генетики, который изучает особенности влияния генотипов на развитие нервной системы.
Данный отчет не определяет текущее состояние вашего здоровья, он описывает генетические предрасположенности к определенным физиологическим и эмоциональным состояниям, а также указывает на ряд характерных признаков, связанных с различными ситуациями.
Фамилия Имя
Признак | Ген | Полиморфизм | Генотип | Norm / Mut |
---|---|---|---|---|
Эмоции | 5-HTT | rs2129785, rs11867581 | L/S | Norm / Mut |
5HTR1A | rs6295 | G/G | Mut / Mut | |
MAOA | rs6323 | T/G | Norm / Mut | |
Мотивация | DRD2 | rs1800497 | G/G | Norm / Norm |
COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut | |
DAT1 | rs27072 | C/C | Norm / Norm | |
Энергия | NET | rs2242446 | T/T | Norm / Norm |
ADRA2A | rs1800544 | C/C | Norm / Norm | |
COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut | |
Стрессо- устойчивость | 5-HTT | rs25531 | L/S | Norm / Mut |
5HTR1A | rs6295 | G/G | Mut / Mut | |
COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut | |
NET | rs2242446 | T/T | Norm / Norm | |
ADRA2A | rs1800544 | C/C | Norm / Norm | |
Социальность | 5-HTT | rs25531 | L/S | Norm / Mut |
MAOA | rs6323 | T/G | Norm / Mut | |
DRD2 | rs1800497 | G/G | Norm / Norm | |
Самоконтроль | 5-HTT | rs25531 | L/S | Norm / Mut |
COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut | |
DRD2 | rs1800497 | G/G | Norm / Norm | |
BDNF | rs6265 | C/T | Norm / Mut | |
Решительность | 5-HTT | rs25531 | L/S | Norm / Mut |
COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut | |
DRD2 | rs1800497 | G/G | Norm / Norm | |
BDNF | rs6265 | C/T | Norm / Mut | |
Стремление к новому | COMT | rs4680 | A/A | Mut / Mut |
DRD2 | rs1800497 | G/G | Norm / Norm | |
BDNF | rs6265 | C/T | Norm / Mut | |
Гибкость ума | APOE | rs7412, rs429362 | E3/E4 | Norm / Mut |
BDNF | rs6265 | C/T | Norm / Mut |
ДНК анализ проведен
ООО «Национальный Центр
Генетических исследований»
Эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от событий, происходящих с нами. Существует множество теорий об источнике эмоций, но с уверенностью можно сказать лишь то, что наш мозг в значительной степени определяет наш эмоциональный статус. Управление настроением в зависимости от внешних факторов — это своеобразный адаптивный механизм, обеспечивший нам эволюционное преимущество.
В мозге эта регуляция происходит с помощью специальных химических соединений, которые получили название нейромедиаторов. Именно благодаря им мы, например, ощущаем счастье и удовольствие. Однако любые чувства не длятся вечно, поэтому так важно, чтобы различные нейромедиаторы находились в постоянном балансе друг с другом.
Генетика в значительной степени определяет предрасположенность к изменению количества нейромедиаторов. Множество генетических комбинаций обеспечивает «уникальность» каждого характера. Кто-то из нас склонен к меланхолии, апатии, другие, наоборот, полны энергии и излучают радость – все это влияние наших генов. Тем не менее не стоит расстраиваться, если вам «не повезло» с генами, активность генов модулируется в зависимости от образа жизни.
Из нашего отчета, составленного на основе вашей генетики, вы получите индивидуальные рекомендации, как улучшить свое настроение, избавиться от стресса и в результате стать эффективнее.
В отчете мы проанализировали 10 генов, генетические варианты которых имеют наибольшую значимость. 8 генов отвечают за активность серотониновой, норадреналиновой и дофаминовой систем. То есть тех самых нейромедиаторов, о которых шла речь ранее. Остальные 2 расскажут о том, как сохранить когнитивные функции на высоком уровне в пожилом возрасте.
Серотонин является одним из ключевых нейромедиаторов в нашем мозге. Его количество напрямую влияет на наше настроение, поведение и эмоции. Для примера, наиболее известные поведенческие эффекты, наблюдаемые при снижении уровня серотонина в мозге — это усиление импульсивного и агрессивного поведения.
Связь этих типов поведения с уровнем серотонина основана на гипотезе о том, что одна из функций серотонина — подавление поведенческого ответа на боль, тревогу и прочие негативные раздражители. Поэтому, при снижении количества серотонина, подавление поведенческого ответа на негативные стимулы снижено, что и приводит к повышенной импульсивности и агрессивности. В контексте гипотезы о том, что серотонин выполняет функцию подавления негативных эмоций на внешние раздражители, может быть также объяснена связь низкого уровня серотонина с повышенным уровнем тревожности, паники, апатии, склонностью к депрессивным расстройствам.
Серотонин вырабатывается в специальных нейронах головного мозга. Он синтезируется из аминокислоты триптофана при участии фермента, называемого триптофангидроксилазой. Затем серотонин направляется в отростки нейронов, где в дальнейшем будет исполнять свою основную функцию.
Основная функция нейромедиаторов – передача сигнала. Она осуществляется с помощью специального межклеточного контакта, называемого синапсом. В этом контакте принимают участие отростки различных клеток. После того как серотонин попадает в синаптическое пространство, он связывается с серотониновыми рецепторами, осуществляя тем самым передачу сигнала. Плотность распределения рецепторов, а также их способность эффективно передавать сигнал и активироваться в ответ на связывание с серотонином определяют эффективность передачи сигнала.
После осуществления этой реакции избытки серотонина захватываются с помощью транспортера обратного захвата серотонина (5HTT). Деактивация серотонина осуществляется специальным ферментом моноаминоксидазой А (MAOA).
В настоящем разделе мы рассмотрим 3 гена, генетические варианты которых приводят к изменению активности функционирования серотониновой системы.
Нейромедиатор серотонин среди множества своих функций
отвечает за наш эмоциональный статус.
5-HTT
L/S
Снижение экспрессии транспортера обратного захвата серотонина, что приводит к снижению уровня серотонина.
Скорость расходования серотонина
5HTR1A
G/G
Низкая плотность распределения серотонинового рецептора 1A, что приводит к выраженному снижению скорости синаптической передачи.
Чувствительность к серотонину
MAOA
T/G
Повышенный уровень функциональной активности фермента моноаминоксидазы А, повышенная скорость деградации серотонина, риск его дефицита.
Скорость расщепления серотонина
У вас выявлена предрасположенность к сниженному уровню активности серотониновой системы. Снижение активности серотониновой системы связано с низким уровнем устойчивости к психоэмоциональным нарушениям, риском развития депрессивных состояний, повышением уровня тревожности.
Эмоции
Дофамин является одним из ключевых нейромедиаторов в нашем мозге. Он действует через 4 основных пути (специфические нейрональные сети) в нашем мозге. Каждый из них влияет на разные поведенческие и эмоциональные черты.
Первый путь называется нигростриарным, он играет важную роль в контроле двигательной активности и обучении новым двигательным навыкам. Второй путь играет роль в регуляции гормональной секреции.
Третий путь носит название мезолимбического и отвечает за наши эмоции и систему вознаграждения. Действие дофамина в этом пути отвечает за чувство удовлетворенности и удовольствия в нашем мозге.
Как и в случае с серотонином, он осуществляет свое действие через синаптическую передачу сигнала. Дофамин высвобождается во время приятных ощущений и ситуаций. Например, принятие пищи стимулирует человека к дальнейшему поиску еды. Следует отметить, что действия некоторых лекарственных препаратов и наркотических средств направлены именно на активацию мезолимбического пути.
Четвертый, ключевой путь дофаминовой системы называется мезокортикальным, он играет ключевую роль в таких процессах, как познание, память, внимание, эмоциональное поведение и обучение. Активация дофамина в этом пути приводит к устойчивому повышению концентрации внимания и памяти. Однако чрезмерная активность дофамина в этом пути может негативно влиять на память и обучение.
В настоящем разделе мы рассмотрим 3 гена, генетические варианты которых приводят к изменению активности дофаминовой системы.
Первый ген – ген рецептора дофамина (DRD2) – кодирует основной рецептор дофамина, активность этого гена определяет количество (плотность распределения) рецептора. Другой ген – ген транспортера обратного захвата дофамина (DAT1). Активность второго гена - гена транспортера обратного захвата дофамина (DAT1) - определяет количество транспортера, а следовательно, и то, сколько дофамина будет сохранено и как долго он будет находиться в синаптическом пространстве после начала передачи сигнала. В заключение, мы рассмотрим ген (COMT), кодирующий фермент, участвующий в деактивации моноаминов, таких как дофамин и норадреналин, его активность непосредственно влияет на количество нейромедиатора.
Все эти гены влияют на активность дофаминовой системы, а следовательно, и на чувство удовлетворенности, мотивацию, концентрацию внимания и память.
Нейромедиатор дофамин отвечает за: концентрацию внимания, мотивацию, удовлетворение от вознаграждения, стремление к новому и прочие функции. В разделе оценена активность дофаминовой системы.
DRD2
G/G
Нормальная плотность распределения рецептора дофамина 2-го типа, что обеспечивает умеренную чувствительность клетки к дофамину.
Плотность рецепторов
DAT1
C/C
Нормальный уровень экспрессии транспортера обратного захвата дофамина, минимальная потеря нейромедиатора.
Количество сохраненного дофамина
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы, низкая скорость деградации дофамина.
Скорость разрушения дофамина
У вас выявлена предрасположенность к высокой активности дофаминовой системы. Это способствует снижению риска развития синдрома недостатка вознаграждения. Вероятно, вам свойственно испытывать состояние высокой мотивации.
Мотивация
Норадреналин является одним из ключевых нейромедиаторов в нашем мозге. Он синтезируется из дофамина с помощью фермента дофамин-бета- гидроксилазы. В мозге норадреналин вырабатывается в специализированных нейронах. Его синтез подчинен различным режимам. Обычно норадреналин вырабатывается в небольших количествах в течение дня для поддержании бодрствования, внимания и других процессов нашего организма.
Во время экстремальных ситуаций этот гормон вырабатывается клеткой в значительно большем количестве, обеспечивая быструю адаптацию организма в стрессовой ситуации. Эта активация обеспечивает ответ организма согласно принципу «бей или беги».
В настоящем разделе мы рассмотрим 3 гена, генетические варианты которых приводят к изменению активности норадреналиновой системы.
Первый ген – ген рецептора норадреналина (ADRA2A) – кодирует основной рецептор норадреналина, через который осуществляется передача сигнала в мозге. Активность этого гена определяет количество (плотность распределения) рецептора.
Активность второго гена - транспортера обратного захвата дофамина (NET) - определяет количество транспортера, а следовательно, и то, сколько норадреналина будет сохранено и как долго он будет находиться в синаптическом пространстве, после начала передачи сигнала.
В заключение, мы рассмотрим ген (COMT), кодирующий фермент, участвующий в инактивации моноаминов, таких как дофамин и норадреналин, его активность таким образом непосредственно влияет на количество нейромедиатора.
Все эти гены влияют на активность норадреналиновой системы, а следовательно, и на наше ощущение бодрости, концентрацию внимания и способность адаптироваться в экстремальных ситуациях.
Нейромедиатор норадреналин ответственен за энергию, бодрость и двигательную активность. Он играет ключевую роль в принятии решений в различных экстремальных ситуациях. В этом разделе будет оценена активность норадреналиновой системы.
NET
T/T
Повышенная плотность распределения адренорецептора 2A, что обеспечивает повышенную скорость синаптической передачи.
Количество сохраненного норадреналина
ADRА2A
C/C
Умеренная плотность распределения адренорецептора 2A, что обеспечивает сниженную скорость синаптической передачи.
Плотность рецепторов
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы приводит к низкой скорости деградации дофамина и норадреналина.
Скорость разрушения норадреналина
У вас выявлена предрасположенность к высокому уровню активности норадреналиновой системы. Высокая активность норадреналиновой системы обеспечивает хороший уровень бодрости и энергичности.
Энергия
Склонность к депрессии, повышенный уровень тревожности
и прочие расстройства психики связаны с генетикой.
5-HTT
L/S
Снижение экспрессии транспортера обратного захвата серотонина.
NET
T/T
Нормальный уровень экспрессии транспортера обратного захвата норадреналина.
5HTR1A
G/G
Низкая плотность распределения серотонинового рецептора 1A, что приводит к выраженному снижению скорости синаптической передачи.
ADRA2A
C/C
Плотность распределения адренорецептора не снижена, что обеспечивает нормальную скорость синаптической передачи.
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы, низкая скорость деградации дофамина и норадреналина.
Стрессоустойчивость
У вас выявлена предрасположенность к снижению устойчивости к стрессу. Риск развития психопатологий в условиях хронического стресса.
Стрессоустойчивость
Социальное поведение. Генетика в значительной степени
определяет вашу способность поддерживать коммуникации
с людьми.
5-HTT
L/S
Снижение экспрессии транспортера обратного захвата серотонина, что приводит к снижению уровня серотонина.
DRD2
G/G
Нормальная плотность распределения рецептора дофамина 2-го типа, что обеспечивает умеренную чувствительность клетки к дофамину.
MAOA
T/G
Повышенный уровень функциональной активности фермента моноаминоксидазы А, повышенная скорость деградации серотонина, риск его дефицита.
Социальность
У вас выявлен пониженный риск проявления социальной тревожности, импульсивности и черт антисоциального поведения.
Социальность
Самоконтроль — совокупность ментальных процессов, позволяющих планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам.
5-HTT
L/S
Снижение экспрессии транспортера обратного захвата серотонина, что приводит к снижению уровня серотонина.
BDNF
C/T
Сниженная функциональная активность нейротрофического фактора мозга.
DRD2
G/G
Нормальная плотность распределения рецептора дофамина 2-го типа, что обеспечивает умеренную скорость синаптической передачи.
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы, низкая скорость деградации дофамина.
Исполнительные функции
У вас выявлена предрасположенность к устойчивой концентрации внимания, которая обеспечивает повышенный уровень исполнительных функций.
Самоконтроль
Принятие решений. Анализ возможного развития событий, учет возможных рисков и скорость – ключевые компоненты успешного принятия решения. В этом разделе будут проанализированы основные генетические варианты, связанные с этим навыком.
5-HTT
L/S
Снижение экспрессии транспортера обратного захвата серотонина.
BDNF
C/T
Сниженная функциональная активность нейротрофического фактора мозга.
DRD2
G/G
Нормальная плотность распределения рецептора дофамина 2-го типа.
Способность к принятию решений
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы, что приводит к низкой скорости деградации дофамина и норадреналина.
У вас выявлена предрасположенность к повышенному уровню принятия решений, который обеспечивается за счет снижения уровня тревожности и хороших аналитических способностей.
Решительность
Поиск новизны — свойство человека, характеризующееся исследовательской активностью и поиском новых ощущений. Люди с высокой потребностью к новизне склонны к импульсивности, экстравагантности, быстрой потере самообладания и страху перед разочарованиями.
BDNF
C/T
Сниженная функциональная активность нейротрофического фактора мозга.
COMT
A/A
Выраженное снижение функциональной активности фермента катехол-О-метилтрансферазы, низкая скорость деградации дофамина.
DRD2
G/G
Нормальная плотность распределения рецептора дофамина 2-го типа, что обеспечивает умеренную чувствительность клетки к дофамину.
Стремление к новизне
У вас выявлена умеренная предрасположенность к поиску новизны и недостатку вознаграждения.
Стремление к новизне
Гибкость ума, она же нейропластичность — это свойство человеческого
мозга, заключающееся в возможности изменяться под
действием опыта.
APOE
E3/E4
Выраженная предрасположенность к нарушению липидного обмена в мозге.
Метаболизм липидов в мозге
BDNF
C/T
Сниженная функциональная активность нейротрофического фактора мозга.
Нейропластичность
У вас выявлена предрасположенность к сниженному уровню нейрональной пластичности. Нарушение нейрональной пластичности приводит к риску снижения когнитивных способностей и производительности и связано с ускорением снижения когнитивных способностей с возрастом.
Гибкость ума
Данный раздел посвящен рекомендациям, которые позволят улучшить вашу продуктивность на основе генетического анализа.
Для поддержания нормального «хода» ваших биологических часов всегда вставайте в одно и то же время, вне зависимости от того, сколько вы спали. Это позволит вам регулировать время отхода ко сну и снизит вероятность сбоев в режиме.
Физическая нагрузка является одним из доказанных способов немедикаментозного лечения проблем со сном. Регулярные упражнения – это нагрузка средней или высокой интенсивности 2 – 3 раза в неделю, а так же ежедневное прохождение 6-10 тысяч шагов.
При длительной бессоннице может выработаться неприязнь к привычной обстановке спальни или страх перед засыпанием. Это ощущение можно преодолеть, если сделать перестановку или поменять предметы интерьера.
Никотин, содержащийся в сигаретах, обладает еще большим стимулирующим эффектом, чем кофеин. Исследования показали, что прекращение курения может значительно улучшить сон.
Если у вас после ночного сна болят спина, голова или шея – это повод задуматься о смене матраса и подушки. Сломанная, продавленная кровать, старая подушка или слишком тяжелое одеяло значительно ухудшают качество сна.
Перед отходом ко сну регулярно выполняйте действия, направленные на психическое и физическое расслабление. Это могут быть легкие потягивания или теплая ванна для уменьшения физического напряжения, упражнения по самовнушению или прослушивание спокойной музыки для психического расслабления. Какой бы метод вы ни избрали, соблюдайте данный ритуал каждый вечер, пока он не войдет в привычку.
При наличии проблем со сном стоит исключить из рациона энергетические напитки, БАДы со стимулирующим действием, сладкие газированные напитки, ограничить употребление чая и кофе до 1-2 кружек в день. Употребление кофе следует прекратить за 6 – 8 часов до планируемого сна. Если вы принимаете какие-либо лекарственные средства, уточните у вашего врача, оказывают ли они влияние на сон.
Даже небольшие дозы алкоголя могут существенно уменьшить длительность глубоких стадий сна, что даст поверхностный и недостаточный сон.
Если возникает выбор: спать дольше, но в неудобных условиях или чуть меньше, но в комфортном и привычном месте, выбирайте комфорт. В условиях дискомфорта будет труднее заснуть и сон, скорее всего, станет менее освежающим.
Попытайтесь решить все накопившиеся проблемы до отхода ко сну или отложить их решение на завтра. Помните, что мозг занимается решением проблем во время глубокого сна, поэтому утром вам будет легче принять решение, а длительные размышления в постели не приведут ни к чему, кроме развития тревоги.
Последний прием пищи должен состояться за 3-4 часа до сна. Старайтесь за ужином не употреблять очень острую, соленую пищу или много сладостей. Если вы чувствуете острый голод перед сном – допустимо выпить кефир или нежирный йогурт, съесть горсть сухофруктов или небольшой фрукт.
При появлении идей своей вины, мыслей о собственных недостатках, провалах, проблемах, идеях о собственном одиночестве постарайтесь здраво оценить ситуацию. Помогает такой прием, как составление списка проблем на бумаге. Не забудьте после перечисления промахов или недостатков на другой половине листа записать достоинства или достижения.
Избавьтесь от привычки выступать собственным внутренним критиком. Вместо этого введите привычку ежедневно хвалить себя за сделанное.
Обязательно отметьте, что сегодня у вас хорошо получилось, чего вы добились, что начали, что стоит улучшить завтра.
Привычка ставить свои желания и интересы на последнее место приводит к снижению настроения. Ваши желания и потребности равны желаниям других людей.
Смело говорите окружающим о том, что вам нравится, это поднимет настроение и вам, и людям, которые вам дороги.
Чашечка кофе в красивом кафе, время, проведенное с книгой или любимым фильмом – такие моменты необходимы для вдохновения и повышения работоспособности!
Хобби, спорт, увлечения необходимы для гармоничного развития личности, а также вызывают выработку дофамина – гормона «награды» и серотонина – гормона «счастья».
Украшайте себя аксессуарами, носите красивые вещи без особого случая. Ведь настроение обязательно поднимется от взгляда в зеркало!
Пятиминутный перерыв в работе и погружение в себя позволят вам сосредоточиться на главном и эффективнее справляться с нагрузками.
Доказано, что недостаточный сон повышает риск развития депрессии и тревоги, а также негативно отражается на общем состоянии организма.
Путем последовательных биохимических процессов он вырабатывается из аминокислоты фенилаланин и в последующем — из аминокислоты тирозин. Эти аминокислоты человек получает из продуктов питания и пищевых добавок:
Путем биохимических процессов он образуется из аминокислоты триптофан. В свою очередь аминокислота триптофан является структурным компонентом белка многих пищевых продуктов. Нормой потребления триптофана является 3,5 мг на кг веса тела в сутки. Например, человеку с весом 70 кг необходимо употреблять около 250 мг триптофана в день из продуктов и пищевых добавок.
Пищевые источники триптофана по мере
уменьшения его содержания в продуктах:
Пищевые источники триптофана по мере
его убывания в продуктах (продолжение):
Средиземноморская диета – это не определенная система или инструкция, а комплекс пищевых привычек и продуктов, которым традиционно следуют жители стран средиземноморского региона. Средиземноморскую диету часто называют одной из самых правильных и полезных для здоровья. В 2010 году эта система была признана ЮНЕСКО культурным национальным наследием.
Множественные медицинские исследования показали, что жители стран Средиземноморья менее подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, реже страдают от избыточного веса, повышенного давления, диабета. Средиземноморская диета также снижает риск заболевания болезнью Альцгеймера. Это обусловлено прежде всего обильным употреблением в пищу свежих овощей и фруктов, блюд из зерновых культур и умеренного количества мяса и рыбы (жиры поступают в организм в основном из оливкового масла и орехов). Ученые из Суинбернского технологического университета провели анализ научных исследований, проведенных с 2000 по 2015 г, которые были посвящены влиянию средиземноморской диеты на процессы, происходящие в головном мозге. Было отмечено, что диета улучшает показатели работы мозга - памяти (долгосрочная и рабочая), языковых навыков и внимания, снижает риск развития болезни Альцгеймера.
Механизм положительного воздействия Средиземноморской диеты на организм человека объясняется ее влиянием на окислительный стресс, митохондриальную дисфункцию. Высокое содержание фолиевой кислоты в зелени и овощах, а также ограничение в рационе красного мяса, способствует снижению уровня гомоцистеина и улучшению структуры стенки кровеносных сосудов.
Принцип диеты заключается в употреблении большого количества свежих овощей, фруктов, орехов, бобов, злаков, картофеля, рыбы, мононенасыщенных жиров и ограничении в рационе мяса, молочных продуктов и алкоголя (за исключением сухого красного вина). Средиземноморская диета - это питание с высоким содержанием медленноусвояемых углеводов и клетчатки, с невысоким количеством белка и с умеренным количеством жиров, преимущественно за счет растительных. Пищевая ценность рациона составляет: 60% углеводы, 30 % -жиры, 10% - белки. Калорийность рациона не рекомендуется превышать 1800-2000 ккал/сут.
Рекомендуется 3-4 приема пищи (3 основных и 1 перекус). На завтрак – злаки. На обед – овощи, макароны из твердых сортов пшеницы, рис длиннозерный, бурый или дикий, при отсутствии медицинских противопоказаний разрешен бокал сухого красного вина. На ужин – белки и овощи. Последний прием пищи за 2-3 часа до сна. Фрукты на ужин не употребляются.
Простая негазированная чистая питьевая вода 1,5 – 2,0 л в день. Принимать утром после пробуждения 1-2 стакана чистой теплой питьевой воды, далее в течение дня за 30 минут до еды и между приемами пищи. Чай и кофе ограничивается 1 утренней чашкой. Соль в данном рационе ограничивается. Заменять соль специями и травами. Натрий в достаточном количестве содержится практически во всех продуктах растительного происхождения и поваренная соль в достаточном количестве будет поступать с рекомендованными рассольными и сывороточными сырами.
Максимально использовать продукты в свежем виде (овощи, фрукты, ягоды, творог, сыры). В приготовлении горячих блюд предпочтение - гриль, на пару, путем отваривания, запекания, в «рукаве», мультиварка. Жарение использовать с ограничением.
Предназначено для выработки навыка управления состоянием сознания путем переключения в диссоциированное (диссоциация сознания и телесных ощущений, когда человек представляет себя «вне тела») и ассоциированное (более тесно связанное с телом) состояние.
Ассоциированное состояние является естественным, более непосредственным и «детским». Пребывая в нем, человек как бы привязан к своим телесным ощущениям, при этом он наиболее ярко и полно переживает эмоциональные реакции. В диссоциированном же состоянии наше сознание в определенной мере отделено от телесного восприятия и от собственных эмоций. Тем самым подобное состояние может быть использовано для того, чтобы избежать нежелательных эмоций.
Попробуйте представить, как будто ваше собственное «Я», контролирующее мысли, движения и эмоции, находится... вне вашего тела. При этом тело живет и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне, напоминая куклу-марионетку. Невидимые нити, идущие от контролирующего центра, управляют вашими движениями, невидимые «кнопки» – эмоциями. (Можете представить зрительно, что вы наблюдаете за собственным телом как бы со стороны, обычно сверху, или можете представить телесно, почувствовать «марионеточные нити»).
При этом восприятие собственного тела меняется: как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего «Я», переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим (диссоциация). Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний (в этом и заключается эффект диссоциации), чтобы использовать его в дальнейшем.
Проживите в этом состоянии несколько минут, затем «вернитесь» в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний. Вначале обратите внимание на телесные ощущения, связанные с дыханием... Затем – на ощущения, связанные с телесными границами... ощущения телесной опоры... наконец, ощущение центра тяжести собственного тела.
Это упражнение желательно повторять «в гуще жизни» – в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, привычно вызывающей у вас негативные эмоции. Вначале занимайтесь в спокойном состоянии. Впоследствии, по мере отработки навыка, можно использовать его для того, чтобы в обстановке «накаленных» эмоций быстро снять реальный стресс.
Под биологической обратной связью понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них. В соответствии с основным положением БОС для того, чтобы человек научился влиять на какой-то физиологический или биохимический процесс, он должен получать информацию о результатах своих действий.
Все большую популярность приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых человек обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажей игры. Выиграть соревнование человек может только в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Например, чем больше он расслабляет свои мышцы, тем быстрее мчится машина на экране монитора, чем спокойнее и реже работает сердце, тем успешнее водолаз находит спрятанные сокровища и.т.д. В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие. В процессе игрового тренинга человек приобретает способность противостоять стрессу, учится по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, когда требуется повышенная работоспособность.
К настоящему времени имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода БОС при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания. Кроме того, метод БОС показал высокую эффективность при лечении фобий, тревожности, бессонницы и депрессии.
Методика БОС обеспечивает получение информации о текущем состоянии той или иной физиологической функции для обучения сознательному контролю и управлению этой функцией. Метод основывается на принципе перевода информации, получаемой при помощи специальных датчиков от
Вы обучаетесь не реагировать на те или иные ситуации хотя и типичным, но нежелательным для вас образом.
тела человека (электрические физиологические сигналы), в картинку или звук – сигналы обратной связи. БОС-терапия является разновидностью поведенческой терапии. Вы обучаетесь не реагировать на те или иные ситуации хотя и типичным, но нежелательным для вас образом. Снимаемые показатели позволяют наблюдать работу различных систем организма как в нормальном, так и в отклонившемся от субъективной нормы состоянии.
БОС-терапия наглядно демонстрирует, как можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над собственным телом, анализируя сигналы нервной системы, позволяет безмедикаментозным способом оптимизировать нормальные физиологические и скорректировать нарушенные функции организма. Использование биологической обратной связи превращает пациента из объекта врачебных вмешательств в активного и заинтересованного участника лечебного процесса. Продолжительность одного сеанса 20 – 30 минут. Для достижения контроля и закрепления этих навыков необходимо достаточно большое количество сеансов, в среднем 15 – 20. По окончании БОС-тренинга человек приобретает навыки контроля состояния собственного организма, что позволяет с высокой эффективностью использовать его резервы.
Основана на том, чтобы дать возможность каждому из трех «персонажей» (мечтателю, реалисту и критику), существующих в нашем сознании, внести свой вклад в решение проблемы.
1. Подумайте, в чем бы вы хотели добиться успеха. Приготовьтесь представить себя поочередно каждым из трех воображаемых персонажей: мечтателем, реалистом и критиком.
2. Прежде всего вспомните о том времени, когда вы были полны творческой энергии и новых идей. Этот период может быть связан с вашей бывшей работой или с каким-нибудь серьезным увлечением. Посмотрите на окружающий мир глазами мечтателя и попробуйте воспроизвести свои переживания со всей возможной достоверностью. Пропустите воспоминание через все модальности, а затем соберите полученные зрительные, слуховые и тактильные образы вместе таким образом, чтобы у вас возникло полное ощущение присутствия в ситуации, которую вы представили. Это ощущение послужит своего рода якорем для будущего опыта. Если вы не можете представить в какой-либо ситуации самого себя полным творческой энергии, вообразите на своем месте какого-нибудь известного вам творческого человека и попытайтесь ощутить то же самое, что должен чувствовать в это время он. После этого займите свою прежнюю позицию.
3. Затем медленно перенеситесь в то время (в ту ситуацию), когда вы были осторожным, хорошо организованным реалистом. Возможно, это было тогда, когда вы работали над каким-то важным проектом. И вам приходилось решать множество сложных практических задач. Если хотите, вы можете представить себе других людей, обладающих такими же качествами. Когда ваше представление достигнет достаточной степени яркости, войдите в образ реалиста, связывая при этом свое состояние с определенным положением своего тела в пространстве. После этого вернитесь обратно.
4. Наконец, займите позицию критика. Вспомните те ситуации, когда вы обнаруживали слабые месте в аргументации и решениях оппонентов. Если вам трудно будет представить себя самого в подобной ситуации, то вокруг всегда найдется достаточно критически настроенных людей, которые смогут послужить вам хорошим примером. Представьте себя в образе критика и зафиксируйте свои ощущения, после чего займите начальную позицию.
5. Теперь, когда вы располагаете тремя рассмотренными выше позициями, можно приступить к рассмотрению проблемы. Переместитесь в позицию мечтателя и представьте себе все известные вам творческие варианты решения этой проблемы. Не ограничивайте себя дополнительными требованиями осязаемости или чувственной визуализации – пусть мысли текут совершенно непринужденно, опираясь на тот подкрепляющий их опыт творческого состояния, который вы только что испытали. На этой стадии не должно быть никаких оценок и никакой критики, так что ни одна идея не должна быть отвергнута. При этом можно пользоваться языковыми структурами типа: «а что, если» или «интересно, правда ли...», представляя себе, что вы могли бы в этой ситуации сделать или сказать, если были бы уверены в успехе. Этот опыт может быть весьма приятным, а потому постарайтесь получить побольше удовольствия от своих грез, а заодно и изучить собственное творческое состояние в такой же степени, в какой вы знаете свое любимое кресло в гостиной. Когда вы исчерпаете все свои творческие идеи, выйдите из этой позиции.
6. Затем займите позицию реалиста и начните воплощать свои фантазии в жизнь. Подумайте, какие ресурсы и время вам понадобятся, какие дела вам придется организовать. Спросите себя: «Как я все это буду делать?» и ответьте на свой вопрос определенно прагматично и реалистично.
7. После этого займите позицию критика и не пожалейте усилий для того, чтобы обнаружить все возможные препятствия. Что вы не учли? Что еще может быть не так? Какой отдачи от своих действий следует ожидать? Будьте критичными в той мере, в какой сочтете нужным. Постарайтесь мыслить при этом конструктивно и не забывайте о своей цели – решении конкретной проблемы. Затем снова вернитесь в нейтральную позицию.
8. Снова займите позицию мечтателя, чтобы еще раз обдумать новые творческие идеи, но на этот раз обращайте внимание на практическую сторону дела и на сделанные вами ранее критические замечания. Постарайтесь творчески подойти к препятствиям и различным обстоятельствам, ограничивающим свободу ваших действий.
9. Продолжайте выполнять описанные действия до тех пор, пока проблема не будет решена полностью. Вполне вероятно, что на месте уже проработанных проблем будут возникать новые и что творческой фантазии вашего мечтателя не будет предела, особенно если не ограничивать его преждевременной критикой. Ваш внутренний критик со временем станет делать все меньше и меньше серьезных замечаний, но они каждый раз будут все более конкретными и точными. Ваш внутренний организатор-реалист поможет реализовать все тщательно продуманные вами решения. Со временем ваши внутренние «персонажи» станут работать все более согласованно и четко. Помните, что эти три «персонажа» должны, объединив свои усилия, справиться с проблемами, а не конфликтовать между собой. Так что реалист и критик не должны отрицать мечтателя, а тот не должен избегать критики, а конструктивно реагировать на нее. Чрезмерная самокритика также самым пагубным образом влияет на вашу самооценку, а следовательно, и на эффективность вашей деятельности в целом.
1. Оцените свое нынешнее состояние (самочувствие и настроение) по десятибалльной шкале. Наивысшая оценка – десять – означает, что вам никогда еще не было так хорошо, а самая низкая оценка, наоборот, говорит о том, что вам никогда еще не было так плохо.
2. Восстановите в памяти какой-нибудь из наиболее приятных моментов в своей жизни, например, когда вам удалось сделать что-то действительно стоящее. Или когда вы получили особое признание своих заслуг (или когда вы по какой-либо иной причине чувствовали себя на седьмом небе от счастья). Постарайтесь восстановить свои переживания как можно более полно. Начните со зрительных образов, затем вспомните звуки и все другие ощущения, связанные с этим приятным событием в вашей памяти. Соберите все свои впечатления вместе и насладитесь ими в полной мере, как будто вы вновь оказались в уже прошедшем времени.
3. Осторожно перенеситесь в настоящее время и вновь оцените свое состояние. Весьма вероятно, что после выполнения этого упражнения ваше самочувствие заметно улучшилось. Подберите для себя несколько подобных ресурсных состояний и тренируйтесь проживать их как можно более полно, во всех их чувственных аспектах. Таким образом со временем вы сможете довольно быстро изменять свое эмоциональное состояние в нужном месте и в нужное время.
Иррациональные и неконструктивные мысли задействованы в эмоциональных проблемах и могут даже выступать их причиной. Выявление нереалистичных установок является первым шагом в их изменении. Когда бы вы ни испытывали тревогу, злость, разочарование или другие негативные эмоции, вы можете обнаружить провоцирующее эту эмоцию убеждение, взглянув сначала на стрессор или активирующее событие, связанное с этой эмоцией. Затем спросите себя: «Что я думаю об этом стрессоре такого, что вынуждает меня чувствовать себя именно так?»
Как выявить мышление, которое неконструктивно, искажено или иррационально:
Чрезмерно категоричное – вы видите вещи в черно-белых тонах. Если ваша работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником. Или же, делая доброе дело, вы чувствуете себя героем, что чревато последующим разочарованием.
Излишне абстрактное – вы обобщаете частные факты, говоря: «всегда, никогда, все, никто, все, ничего». Или же, характеризуя себя или кого-то еще, делаете это в очень широком негативном смысле, далеко уходя от конкретного изъяна в поведении, с которого вы начали свои мысли (например, «плохой, глупый, уродливый, ленивый, некомпетентный, неадекватный, никчемный»).
Слишком катастрофическое – вы сильно преувеличиваете дурные события, покуда они не приобретают в вашем сознании катастрофические размеры. Вы используете такие слова, как «страшный, ужасный, кошмарный, трагический, конец света». Вы игнорируете свои собственные ресурсы.
Неоправданно пессимистичное – вы замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны вашей жизни. Вы выступаете с неоправданно мрачными прогнозами на будущее и пользуетесь словами «пустой, проклятый, безнадежный».
Чрезмерно искаженное – вы «обнаруживаете» вещи, которые в действительности не существуют — намек или тень превращаются для вас в неопровержимое свидетельство. Вы намеренно разыскиваете то, что рассчитываете найти. И если у вас не получается найти это в действительности, то вы «фабрикуете» искомое из всего, что окажется под рукой.
Ваша задача - сделать свое мышление максимально объективным.
Слишком субъективное – вы игнорируете очевидное, не желая расставаться с собственными «фактами». Вы используете свои чувства в качестве «доказательства чего-либо», предсказываете будущее, угадываете чужие мотивы (не утруждаясь проверкой) и действуете исходя из суеверий и слухов. Вы недооцениваете вероятные события.
Излишне легкомысленное – вы убеждаете себя, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для вас никакого значения (хотя в действительности имеют). Вы также можете отрицать в себе сильные или негативные чувства, приукрашивая окружающую действительность.
Слишком идеалистическое – у вас романтический взгляд на реальность. Вы полны прекрасных, но нереалистичных ожиданий в отношении себя, брака, детей, семьи, профессии и др. Вполне естественно, что в реальном мире ничто не соответствует такому типу мышления.
Излишне требовательное – вы требуете от всех вещей и событий в жизни быть такими, какими вы их хотите видеть. Вы пользуетесь словами «должен», «обязан». Вы подвергаете себя огромным страданиям, придерживаясь столь жестких правил.
Чрезмерно осуждающее – вы не прощаете себя и/или других людей за их неудачи. Вы можете считать их виновными во многих вещах, а ваше мышление все больше уподобляется критическим репортажам.
Слишком ориентированное на комфорт – ваше мышление постоянно ищет, как бы избежать боли и сразу получить желаемое. Вы прибегаете к таким построениям, как «слишком тяжело», «мне нужно это прямо сейчас», «я этого не выдержу».
Слишком вязкое – выше мышление следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно. Вы вновь и вновь переживаете одну и ту же тему, пока она не начинает казаться единственной важной на свете. Эта навязчивость может касаться другого человека, какого-то совершенного или не совершенного вами поступка, похвалы, любви, достижения, опрятности и т.д.
Излишне запутанное – «картины в вашей голове» не совпадают с реальным миром или вы ощущаете себя в окружении или водовороте несуществующих явлений. Когда ваши мысли расходятся с реальностью, вы не можете опираться на свои восприятие и заключения.
Для управления многими эмоциональными и физическими реакциями, связанными с неадекватным мышлением, необходимо не только выявлять подобные мысли, но и трансформировать их в рациональные. Рациональное управление представляет собой следующий шаг к регулированию эмоций. Рациональное управление научит вас трансформировать убеждения, ставшие причиной негативных эмоций. Следует упражняться до тех пор, пока упражнение не войдет в привычку.
Это «зарядка» для головного мозга, разработанная профессором нейробиологии из Университета Дьюка (США) Лоуренсом Катцем. Данные упражнения позволят сделать память острее, активизировать работу мозга, помогая различным отделам и зонам головного мозга работать быстрее и гармоничнее, и даже положительно скажутся на настроении.
При этом чтобы любые упражнения давали определенный эффект, необходимо их регулярное выполнение. Главный принцип "нейробики" – постоянно меняться самому и изменять все вокруг себя. При этом для активации работы клеток головного мозга достаточно изменить свою жизнь в мелочах. Необычные действия, ощущения, запахи, обстановка провоцируют появление новых нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию интеллектуальных способностей.
Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего в том, что ментальные карты активируют память. Ментальные карты используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.
Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего в том, что ментальные карты активируют память. Ментальные карты используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.
Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная – первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная – первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга – помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.
Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами, и так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.
Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.
Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, а эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.
Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак - ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.
Левую руку ставим на нос, а правой, перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.
Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Фиксируйте положение рук при смене позиций. После того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук. понять, запомнить и проассоциировать ее.
Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.
На одной руке соединяем 2 пальца – указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.
Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.
Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.
На одной руке выставляем два пальца – указательный и средний, а на другой – безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.
На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самое делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.
Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.
Существует большое количество разнообразных программ (приложений) или специально составленных систем тренировок когнитивных функций, позволяющих посвятить пару-другую минут свободного времени когнитивной тренировке, причем делать это в увлекательной игровой форме.
Онлайн-сервисы для тренировки когнитивных функций предоставляют комплексы упражнений по развитию как общих способностей (память, внимание, мышление), так и специальных навыков, к примеру, для вождения, вычисления в уме и планирования.
Такие системы имеют ряд выраженных преимуществ: