>
20 Мая 2024
Время чтения: 6 минут

Детоксикация. Генетика и актуальные вопросы

Материал подготовила Инна Холяндра, врач-генетик, разработчик ДНК-тестов, нутрициолог, медицинский советник компании MyGenetics.

Когда обсуждается необходимость поддержки системы детоксикации, часто возникает два противоположных мнения — как у экспертов, так и у обычных людей, занимающихся поддержкой своего здоровья. Одни говорят о том, что работа с детоксом очень важна, а значит абсолютно оправданны различные программы, детокс-марафоны, “чистки” и прочие методы. А другие аргументируют тем, что система детоксикации у нас существует издавна и прекрасно работает сама, а все вмешательства в нее — это в лучшем случае маркетинговый ход, а в худшем вообще вред для здоровья. И прежде чем говорить про детоксикацию, мы должны разобраться в принципе — а кто же из них все-таки прав?

Как врач-генетик, именно о генетике я бы хотела сказать в начале. И здесь ситуация заключается в том, что наша ДНК не меняется настолько быстро, насколько стремительно меняется наш образ жизни. Токсинами в древности были яды животных и растений, с которыми человек, конечно, контактировал, но не так часто. А сейчас же мы окружены сотнями токсических веществ. И действительно, эволюционно у нас сформирована система защиты от токсинов, и она работает без посторонней помощи. Но приспособлена ли она к такому количеству вредных воздействий?

Немного цифр

Сегодня существуют миллионы различных химических веществ, они повсюду вокруг нас: в воздухе, в почве, в косметике и бытовой химии, в еде и посуде — буквально везде. Мы используем тысячи веществ в быту в повседневной жизни, а кто-то контактирует со специфическими препаратами еще и по долгу профессии. При этом ежегодно появляется сотни новых химических веществ, действие которых не до конца изучено. А есть и такие примеры, когда токсическое действие веществ обнаруживается спустя годы их применения, и порой такие случаи приводят даже к трагическим последствиям.

Когда последствия были видны не сразу

Наверное, самый известный такой пример — тератогенное действие лекарственного препарата талидомида. Это седативное снотворное лекарственное средство имело в прошлом веке в течение нескольких лет широкое применение у беременных женщин для нормализации сна и улучшения настроения. Но впоследствии после его применения было установлено, что в период с 1956 по 1962 годы в ряде стран мира родилось по разным подсчетам от 8000 до 12 000 детей с врожденными пороками развития, в основном касающимися деформацией или полным отсутствием конечностей, обусловленными тем, что матери принимали препараты талидомида во время беременности.

Другая история, возможно, не имела столь явных трагических последствий, но показывает масштаб того, насколько сложно бывает в принципе доказать токсическое свойство вещества и изъять его из массового использования. Связана она с американским ученым по имени Клэр Кэмерон Паттерсон. Он был геохимиком, который разработал метод измерения  возраста геологических пород и первым  правильно оценил возраст Земли, определив возраст изотопов свинца в остатках метеорита Каньон-Дьябло.

Проводя свои исследования, он в том числе определял уровень свинца в различных областях человеческой жизни, и столкнулся с тем, что его уровень оказался значительно повышен. Продолжив изучать вопрос, Паттерсон понял, что люди, работающие на производстве бензина, в который свинец тогда добавлялся как консервант, имеют повышенный уровень заболеваемости различными патологиями. Начиная с 1965 года, ученый стал привлекать внимание общественности к проблеме повышения уровня свинца в окружающей среде и пище из-за промышленных источников, но ему потребовалось не одно десятилетие и множество судебных разбирательств, чтобы его усилия привели к запрету свинцовых присадок к бензину и свинцового припоя в консервных банках. Только с 1975 г. началось уменьшение использования свинца, полное его удаление из всех стандартов автомобильного бензина в Соединенных Штатах произошло только в 1986 году, а уровень свинца в крови американцев упал на 80% лишь к концу 1990-х годов. Россия ввела запрет на производство такого бензина только в конце 2002 года.

Токсины и эпигенетика

Помимо прямого токсического действия на организм человека, некоторые  вещества вызывают также изменения нашей ДНК, а точнее — активности генов, влияя на процесс метилирования ДНК, через который происходит эпигенетическое регуляция наших генов. Так, в опытах на животных ученые уже доказали, что от матерей-крыс, питавшихся едой с добавлением пестицидов, рождались потомки с нарушением репродуктивной функции на протяжении четырех поколений. Также бисфенол-А, который часто встречается в пластмассовых изделиях и способен при их использовании попадать в организм человека через продукты питания, вызывает хромосомные мутации в яйцеклетках, уничтожает свободные метильные группы и подавляет активность ферментов, прикрепляющих эти группы к ДНК, повышая риск таких заболеваний, как ожирение, диабет, нарушение репродуктивной функции, изменения в головном мозге и поведении и др.

Детокс — необходимость или маркетинговый ход?

Это самые известные и нашумевшие премьеры, самое начало исследования эпигенетического действия токсинов, а сколько всего нам еще предстоит открыть и доказать. Поэтому неоспорим тот факт, что мы окружили себя огромным множеством токсических веществ, с которыми наша система детоксикации уже явно не справляется и которые пагубно влияют не только на наш организм, но и могут вмешиваться в здоровье наших потомков, действуя эпигенетически. Однако есть и другая сторона.

Работа с детоксикацией, несмотря всю необходимость, действительно становится маркетинговым инструментом в руках недобросовестных экспертов. Статистика запросов про детоксикацию в интернете насчитывает сотни тысяч за месяц, при этом в поисковых запросах встречаются такие нелепые сочетания, как “детокс-пластырь”, “детокс на соках” и др. И в ответ на такие запросы людям действительно предлагаются программы, абсолютно не имеющие ничего общего с реальной поддержкой детоксикации — на соках, смузи, с помощью тонны БАДов и даже клизм.

Поэтому важно понимать, что во всем должна быть разумность, и систему детоксикации надо поддерживать действительно, но поддерживать грамотно. Как же это делать?

Как узнать, что процесс детоксикации нарушен

Для начала нужно определить, когда же работа этой системы действительно нарушена. Здесь, к сожалению, сразу возникает сложность, т.к. проявления нарушения детоксикации имеют очень неспецифический характер. т.е. могут встречаться при различных патологиях. При этом многие симптомы могут быть незначительны, проявляться на протяжении длительного времени и даже стать для человека вполне обычным состоянием, а не чем-то, вызывающим беспокойство.

К признакам нарушения работы системы детоксикации могут относится:

  • Хроническая усталость, мышечные боли

  • Непереносимость испарений (парфюмерия, табачный дым и др.)

  • Панические атаки и колебания настроения

  • Запах изо рта, резкий запах естественных выделений

  • Побочные эффекты от препаратов  и хронические аллергии

  • Темные круги и отеки под глазами, бледная синюшная кожа

  • Низкая толерантность к физическим нагрузкам

  • Тотальное бесплодие

  • Отсутствие аппетита, запоры, лишний вес

  • Хронический насморк, мигрени и головные боли

Симптомы нарушения детоксикации:

  • Усталость, слабость, низкая работоспособность.

  • Проблемы с кожей: зуд, сыпь, потливость, акне и т. д.

  • Периодические головные боли и мигрени.

  • Расстройства пищеварения.

  • Перепады настроения.

  • Плохой запах изо рта.

  • Бессонница.

Также многие заболевания имеют связь с действием токсических веществ:

  • Синдром гиперактивности, дефицита внимания: бисфенол, свинец, ртуть, фталаты,
    парабены.

  • Аллергии: сурьма, бисфенол, кадмий, формальдегид, никель, фталаты, плесень.

  • Анемия/иммуносупрессия: бензол, кадмий, свинец.

  • Остеопороз: кадмий, свинец.

  • Болезнь Альцгеймера: алюминий, свинец, ртуть.

  • Болезнь Паркинсона: марганец, пестициды.

  • Гипертония, заболевания почек: мышьяк, свинец, ртуть.

  • Диабет/инсулинорезистентность: мышьяк, бисфенол, пестициды, ПВХ, диоксины.

  • Нарушения фертильности и гормональных циклов: мышьяк, бисфенол, кадмий, формальдегид, свинец, ртуть, фталаты, ПВХ, растворители, диоксины.

  • Нейрофункциональные расстройства: мышьяк, свинец, ртуть, растворители.

  • Периферические нейропатии: мышьяк, свинец, ртуть.

  • Рак: алюминий, мышьяк, бензол, бисфенол, кадмий, формальдегид, свинец, никель, фталаты, растворители, ПВХ, диоксины.

Поддержка системы детоксикации

Система детоксикации объединяет сразу несколько систем органов:

  • Иммунная система крови

  • Очищающая система печени

  • Экскреторные органы (почки, кишечник, легкие, кожа)

Токсин, попадая в организм через кожу, легкие или ЖКТ, проходит путь обезвреживания, включающий в себя преобразование и детоксикацию с помощью ферментов печени и последующее выведение из организма. Классический путь обезвреживания токсина можно представить такой схемой:


Таким образом, т.к. работа системы детоксикации включает различные органы и системы, значит и поддержка ее должна быть комплексная. Также важно иметь во внимании и различные факторы, влияющие на детоксикацию:

  • Особенности питания

  • Функция органов детоксикации

  • Состояние микрофлоры кишечника

  • Генетика и эпигенетика

  • Окружающая среда и привычки

  • Хронический стресс

И работать с каждым из них.

Работа с питанием

В целом питание для нормальной работы системы детоксикации должно быть полноценное и сбалансированное, включать достаточное количество белков, жиров, углеводов и клетчатки, содержать минимум “пищевого мусора” и выстраиваться с учетом врожденных особенностей отдельного человека.

Какие продукты питания будут способствовать детоксикации:

  • Горькие травы: кресс-салат, горчица листовая, мангольд, черемша (листья), перья зеленого лука, салат-латук, салат цикорный, лолло росса, салат романо, руккола, портулак, одуванчик, амарант овощной, мангольд, листовая свёкла.

  • Корнеплоды: репа, брюква, редис, дайкон.

  • Пряности: чабрец, лавровый лист, имбирь, любисток, куркума, кардамон, шалфей, перец, розмарин, эстрагон, чеснок, лук репчатый, хрен, цикорий.

  • Ягоды жимолости, калины, красной рябины, цедра лайма и лимона.

А вот антинутриенты, негативно влияющие на детоксикацию, рекомендуется свести к минимуму или в принципе исключить:

  • Сахар;

  • Кофе;

  • Фитиновая кислота;

  • Оксалаты;

  • Глютен;

  • Лактоза;

  • Дрожжи;

  • Алкоголь.

Действие каких-то из этих веществ универсально для всех, относительно других лучше полагаться на генетику в вопросе их включения или исключения из рациона. Так, например, непереносимость лактозы мы можно выявить по работе фермента лактазы, который расщепляет молочный сахар (ген LCT). Иммунная реакция на глютен и предрасположенность к целиакии выявляется определением изменения в генах системы гистосовместимости человека (гены HLA). А скорость выведения кофеина и степень опасности алкоголя для конкретного человека связано с состоянием генов, кодирующих ферменты детоксикации — цитохром 1А2 для кофеина (ген CYP1A2) и алкогольдегидрогеназа для алкоголя (ген ADH1B). 

Витамины и минералы

Также незаменимыми помощниками в работе системы детоксикации являются коферменты — витамины и минералы, необходимые для работы ферментов детоксикации. Наиболее важны для работы детоксикации следующие витамины и минералы:

  • Витамин Д – участвует в процессе детоксикации, пролиферации и дифференцировки клеток;

  • Витамин С – мощный антиоксидант, участвует в синтезе глутатиона, вместе с аминокислотами цистеином, глютамином и глицином;

  • Витамины В6, В9, В12 – участвуют в цикле метилирования;

  • Витамин Е – поглощает свободные радикалы, восстанавливает ткани;

  • Витамин А – участвует в окислительно – восстановительных реакциях, способен инактивировать токсины в печени;

  • Железо – субстрат для синтеза цитохромов Р450;

  • Магний – активизация обменных процессов;

  • Натрий – поддерживает водный обмен.

Здоровье органов и систем, участвующих в детоксикации

Помимо питания, поддержка системы детоксикации включает поддержку отдельных органов и систем:

  • Работа с желчеоттоком (вода, горечи в питании, лечение паразитозов, источники магния, желчегонные при отсутствии противопоказаний).

  • Функция кишечника (устранение запоров, факторов, вызывающих воспаление).

  • Здоровье микрофлоры (пребиотики, фитосептики, клетчатка, уменьшение простых сахаров).

  • Поддержка работы почек (водно-солевой баланс, источники калия, красный клевер, лопух).

  • Поджелудочная железа (сбалансированное питание, снижение воспаления, желчеотток, кислотность желудочного сока).

Фазы детоксикации

Процесс детоксикации включает три фазы.

Первая фаза — активация

В ходе нее происходит активация ксенобиотиков с образованием активных промежуточных электрофильных метаболитов. Данные метаболиты могут превосходить по токсичности изначальное вещество, поэтому должны быстро включаться в дальнейшую модификацию и переходить во вторую фазу.

Вторая фаза — обезвреживание

В этой фазе происходит обезвреживание веществ, появившихся в результате фазы активации, перевод активных метаболитов в водорастворимые нетоксичные компоненты и модификация их в форму, удобную для выведения из организма. 

Третья фаза — выведение

Выведение водорастворимых нетоксичных компонентов из организма через почки, печень, желудок, кишечник, легкие, потовые железы, сальные железы.

Вот так можно представить этот процесс на примере детоксикации алкоголя:

Залог полноценного детокса — это баланс между 1 и 2 фазами

Современный образ жизни, при котором мы встречаем токсины практически на каждом шагу (избыток кофе, табачный дым, выхлопные газы, многие лекарства, пестициды), подразумевает мощный “разгон” 1 фазы. Ведь раз токсинов много, нужно активировать ферменты детоксикации, все логично. Но при этом часто бывает, что генетически имеется повышение активности ферментов 1 фазы или снижение активности 2, и иногда и то и другое одновременно. А если 2 фаза “не успевает” за первой, не происходит обезвреживание токсичных веществ после 2 фазы, и организм оказывается постоянно отравлен продуктами 1 фазы.

Возвращаясь к примеру с алкоголем, при полиморфизме в гене ADH1B – алкгольдигидрогеназа 1 бета (фермент первой фазы детоксикации), происходит повышение его активности и отравление промежуточным продуктом метаболизма — ацетальдегидом. 

В случае такого дисбаланса между фазами детоксикации нужно непосредственно модулировать активность ферментов и выбирать стратегию притормаживания 1 фазы и поддержки активности 2 фазы. Стратегия: притормозить 1 фазу, поддержать качество 2 фазы.

Модуляция активности ферментов детоксикации

Для воздействия на ферменты детоксикации нам на помощь приходит эпигенетика, о которой мы уже упоминали. Мы не можем изменить структуру гена и “починить” ген с мутацией. Но мы можем влиять на активность каждого гена, сделав слишком быстрый фермент более медленным и наоборот. У каждого гена есть активаторы и ингибиторы — вещества, которые эпигенетически изменяют работу гена, и применяя их, мы можем корректировать скорость 1 и 2 фазы детоксикации, приводя их в баланс.

Например, в 1 фазе (активации) основными белками являются цитохромы (семейства Р-450). Их активаторами служат токсины, глицерин, ацетон, изониазид и даже безобидные зверобой, шалфей. А к ингибиторам относятся ниацин, чеснок/аллицин, прополис, желтокорень.

Основные белки второй фазы (обезвреживания) — глутатион-S-трансферазы, N-ацетилтрансфераза, катехол-O-метилтрансфераза — активируются такими веществами, как ресвератрол, андрографис, куркумин, и ингибиторами служат витамин Е, кломипрамин, эктокриновая кислота.


И так, зная врожденные особенности работы всех основных ферментов детоксикации, мы можем очень тонко и точно воздействовать на те из них, активность которых нам нужно изменить, приводя тем самым в баланс фазы детоксикации и обеспечивая здоровье и активность на долгие годы.






Поделиться:

Смотрите также

Предыдущая