>
22 Января 2021

Помощь генетике в выборе профессии

В последние несколько лет развитие технологий сделало возможным проведение различных типов генетических тестирований. Такие тесты широко используются в развитых странах мира для персонализированной медицины и улучшения качества жизни. Однако пытливые умы ученых не остановились на достигнутом и продолжали исследовать возможности генетики. Одним из актуальных вопросов остается следующий: может ли генетическая предрасположенность определять будущую профессию ребенка? В этой статье мы с вами попробуем разобраться в этом.

Несмотря на то что возможности генетики практически безграничны и она в значительной степени определяет многие сферы нашей жизни, мы с уверенностью можем сказать, что будущая профессия ребенка не определяется генетикой на 100%. Однако некоторые способности все же сильно зависят от нее. Знание этих характеристик позволит более целенаправленно подойти к выбору сферы развития для вашего ребенка.

Вы наверняка замечали, что некоторым детям легче даются точные науки, а другие больше любят заниматься творчеством. «От чего это зависит?» – спросите вы. Все дело в генетических особенностях развития полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за обработку творческой информации, в то время как левое – за математические способности, логику и анализ.

В настоящее время найдены лишь некоторые гены, варианты которых связаны с различными способностями. Например, было установлено, что математические способности связаны с вариантами гена ROBO1, который отвечает за формирование коры головного мозга [1]. Интересно, что данные совокупности исследований свидетельствуют о том, что генетически определенные математические способности тесно связаны с пространственными способностями [2].

Генетика определяет также склонность к музыкальным способностям, варианты гена AVPR1A и 5HTT связаны с восприятием музыки и музыкальной памятью [3]. Креативные способности связаны с вариантами генов система моноаминов: серотонина, дофамина и норадреналина [4–5].

Тем не менее, несмотря на найденную взаимосвязь между генетикой и различными способностями, молекулярный механизм многих взаимосвязей все еще остается не ясен. Также остается непонятным, каким образом влияют на наши способности ген-средовые взаимодействия. Например, каким образом стресс в детстве или, наоборот, чрезмерно благоприятные условия влияют на способности при том или ином варианте гена? На эти вопросы исследователям еще предстоит ответить.

Как показывают результаты нейроимиджинговых исследований (функциональная магнитно-резонансная томография), любая деятельность связана с активацией определенных регионов мозга [6–7]. Из этого утверждения следует предположение, что наши способности связаны с различиями в скорости и интенсивности активности этих регионов при определенной деятельности или в ответ на стимул. Развитие структур мозга начинается в утробе матери, и формирование некоторых из них продолжается вплоть до взрослого возраста.

Другая проблема генетики талантов связана еще и с тем, что далеко не все способности можно объективно оценить. Поэтому в последнее время многие исследования сфокусированы не на поиске генетических вариантов, связанных с конкретными способностями, а на поиске вариантов, связанных с особенностями характера и темперамента.

Важную роль здесь играют гены системы моноаминов (серотонин, дофамин, норадреналин), которые отвечают за нашу стрессоустойчивость, энергичность, социальное поведение, мотивацию, стремление к новизне. Кроме того, гены системы моноаминов в значительной степени определяют концентрацию внимания и скорость принятия решения [8–9]. Знание подобных психоэмоциональных особенностей позволит правильно выбрать характер будущей профессии, а также оптимальный режим восстановления для предотвращения эмоционального выгорания в будущем. Узнать обо всем этом можно в отчете MyNeuro.

В заключение отметим, что спортивные способности также зависят от генетики. Хотя здесь, по аналогии с другими способностями, генетика не даст ответ в виде конкретного вида спорта, который подойдет вашему чаду более всего. Генетика позволяет понять, какой тип спорта (силовой и скоростной или спорт на выносливость), подходит именно вам. Более подробную информацию можно получить из теста MyBaby.

Используйте промокод BL-STRV чтобы получить скидку 5% на тест

Источники:
  1. Skeide M. A. et al. Neurobiological origins of individual differences in mathematical ability // PLoS Biology. – 2020. – Vol. 18. – No. 10. – P. e3000871.
  2. Xie et al. Is spatial ability related to mathematical ability: A meta-analysis // Educational Psychology Review. – 2020. – Vol. 32. – P. 113–155.
  3. Tan Y. T. et al. The genetic basis of music ability // Frontiers in psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 658.
  4. Reuter M. et al. Identification of first candidate genes for creativity: a pilot study // Brain research. – 2006. – Vol. 1069. – No. 1. – P. 190–197.
  5. Runco M. A. et al. The genetic basis of creativity and ideational fluency // Creativity Research Journal. – 2011. – Vol. 23. – No. 4. – P. 376–380.
  6. Arsalidou M. et al. Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies // Developmental Cognitive Neuroscience. – 2018. – Vol. 30. – P. 239–250.
  7. Koelsch S. et al. Adults and children processing music: an fMRI study // Neuroimage. – 2005. – Vol. 25. – No. 4. – P. 1068–1076.
  8. Barnes J. J. et al. The molecular genetics of executive function: role of monoamine system genes // Biological psychiatry. – 2011. – Vol. 69. – No. 12. – P. e127–e143.
  9. Montag C., Reuter M. Disentangling the molecular genetic basis of personality: from monoamines to neuropeptides // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2014. – Vol. 43. – P. 228–239.